Саентология как учение о управления разумом в целях достижения успешности жизни была основана Роном Хаббардом в середине XX века. Первоначально, это были просто знания, изложенные в книгах, которые обычные люди читали и пытались понять самостоятельно. Затем в США начали образовываться клубы, в которых учение Хаббарда подвергалась коллективному чтению и обсуждению. Следующим этапом эволюции саентологии было образование саентологических церквей, которые возникли в крупных городах США и распространились практически по всем странам мира.

В настоящее время последователями саентологии являются население более чем 100 стран мира, включая видных культурных и политических деятелей. Известные люди, служащие своеобразным "брендом" и живым подтверждением успешности как результата применения саентологии рассказывают истории своего жизненного пути на телевидении, описывают в газетах и журналах. Возможно, в некой степени, это является своеобразной манипуляцией мышлением людей: "Если он успешен, красив, здоров, интеллектуально самодостаточен, то почему же я не могу быть таким же?!".

Основная цель саентологии в процессе эволюции не изменилась - улучшение человеческих способностей и возможностей управление духом.

Таким образом, в процессе развития и популяризации учение Хаббарда превратилось в общемировое движение, направленное не только на пропаганду и обучение знаниям саентологии, но и практике тех положений, которые в ней изложены. Сама сущность саентологии также изменилась с момента первых трудов Хаббарда: от философского, религиозно нейтрального направления она превратилась в религиозное направление, пропагандирующий определенный образ мышления.


Нельзя однозначно утверждать, что процесс изменения назначения саентологии: от учения до религии - абсолютная заслуга Хаббарда. Как и любые философские знания, понимание саентологии формируется с учетом субъективных факторов: состояния и предубеждения человека, который ее изучает, психологических предпочтений и целей индивида, который излагает данное направления и т.д. То есть, то, что написание в книгах Хаббарда каждый человек абсолютно по-разному поляризует на свою личность:

  • кто-то хочет принять саентологию как религию;
  • другие считают это просто советами для успешности в жизни;
  • третьи фанатично посвящают саентологии себя, становясь "сектантами".

Таким образом, данные факты однозначно укрепляют уверенность в том, что критически обсуждать саентологию, считать ее вселенским злом не нужно. В любом деле, в изучении саентологии тем более, необходимо всегда "примерять" ее на себя, а не слепо следовать моде: все верят, и я буду.

Однако в некоторых странах саентология запрещена. Попробуем разобраться в причинах данного явления и в его объективности.

США - Калифорния

Первой страной, в которой была инициировано судебное преследование саентологии - США. Да, именно, так, где данное учение зародилось, там же началась и юридическая и нравственная критика. Верховный суд штата Калифорния характеризовал Хаббарда "как патологического лгуна, изменившего свою биографию для достижения в целях стимулированию у своих последователей необузданного гнева, алчности, жадности, агрессивности". В качестве доказательства, государственный обвинитель приводил следующие цитаты из саентологии:

  • "имущество врага может быть украдено. Каждый саентолог имеет право причинить ему вред... можно высмеивать его, лгать о нем, обманывать его или уничтожить его"
  • "твоя способность контролировать человека делает тебя обязанным контролировать многих, и никто не может стать профессиональным саентологом, если не сможет контролировать другого человека"
  • "лишь сильные выживут, только непоколебимые могут завоевать мир"
  • "делай деньги, делай больше денег, заставь и других людей делать деньги"

Основным аргументом, приводимым в суде, было заявление о том, что саентологи преследуют цель - установить мировое господства Саентологии. Безусловно, данное разбирательство имеет объективные факторы, которыми могли быть обеспокоены инициаторы обращения в суд. Однако, примечательно, что основное, что волнует обвинителей - установление господства. То есть, можно заключать, что не морально-этические принципы так волную противников саентологии в США, а угроза того, что данное учение уж очень придется по душе людям и они поверят в саентологии больше, чем текущей власти.

Однако не смотря на множественные попытки судебного преследования, в 1987 году Cаентология получает статус благоприятствования в США и вскоре освобождается от всех налогов.

Греция - Афины

Афинский суд первой инстанции в решении от 7 октября 1996 года указывает, что нравственные принципы, изложенные в саентологии имеют значительные расхождения с общепринятыми моральными христианскими установками, а значит не могут применяться населением данной территории. Власти Афин не считают саентологию злом или сектантским направлением, они лишь указывают, что данное учение может стать источником проблем, связанных с проблемой идентификации человека.

В подтверждении данного заключения, Афинский суд приводит цитату о том, то "нравственное и справедливое в саентологии - это то, что способствует распространению ее теории, и то, что ей не противоречит. В любом негативном проявлении по отношению к саентологии приводится в действие политика "умерщвления" агента в смысле подрыва репутации и нейтрализации нападок с целью ослабления сопротивления".

Таким образом, власти Афин не ведут открытую юридическую и информационную борьбу с саентологами, они лишь ограничивают ее присутствие на данной территории.

Италия - Милан

Апелляционный суд Милана признал, что саентологию нельзя считать филантропической организацией и религиозно нейтральным образованием, так как в учении четко устанавливает требование дарения наставникам части средств для развития организации. Принцип дарения уточнен с указанием определенных сумм, которые члены движения должны пожертвовать. Все это противоречит принципу добровольности.

Кроме того, в своем решении суд Милана от 05.11.93 г. приравнивает саентологию к преступному обществу. 7 октября 1996 года тот же суд утверждает, что саентологии - это "… скрытая финансово-торговая фирма".

Таким образом, позицию Итальянского правительства можно считать достаточно агрессивной, саентологии преследовались и преследуются в данной стране по многим направлениям:

  • распространение литературы,
  • пропаганда среди населения,
  • благотворительная деятельность,
  • волонтерство.

Германия - Гамбург

22 марта 1995 года решением Федерального суда Гамбурга юридически было обозначено, что саентологии скрывает под маской религиозного объединения коммерческую сущность. Власти Гамбурга определяют саентологию как "криминальную коммерческую организацию с элементами психотеррора". В продолжение юридического преследования суд Северного Рейна-Вестфалии от 31 мая 1996 года утверждает, что:

"под крышей религиозного объединения саентология объединяет элементы экономической преступности и психического террора"; "саентология стремится не к религиозным целям, но к деньгам и власти, финансовой эксплуатации и подчинению психики людей, подчинению предпринимательских структур, к максимально высоким прибылям и расширению своего влияния на экономику и общество";

В качестве финального аккорда для последователей саентологии в Германии министр Внутренних дел Федеральной земли Бавария называет ее опасным учением для ценностей свободы во всем мире.

Два важных события:

  • 7 декабря 2007 — Власти Германии объявили «Церковь саентологии» неконституционной.
  • 22 ноября 2008 — Власти Германии прекратили преследование Церкви саентологии.

Франция

Французское правительство также поддерживает мнение указанных выше стран об опасности саентологии. Очень интересен тот факт, что в данной стране саентологов обвиняют в нарушении общественного порядка. В судебных разбирательствах указываются факты вербовки в саентологию детей, предоставление заведомо ложных сведений, применение нечестных методов рекламы и даже уклонение от уплаты налогов. Таким образом, французские власти уличают или подтасовывают факты нарушения не только морально-этических норм, но и наличия экономических преступлений саентологов.

Два важных события:

  • 25 мая 2009 года во Франции начался суд над «Церковью саентологии» по обвинению в организованном мошенничестве.
  • В начале 2010 года во Франции «Церковь саентологии» выиграла суд и законность её религиозной деятельности была признана полностью легальной.

Россия

Что касается России, то в настоящее время в некоторых регионах инициируются суды относительно запрета деятельности саентологов. Наибольший пик подобных процессов наблюдается в Москве. Щелковский городской суд Московской области признал ряд трудов Хаббарда опасными, приравняв их к экстремисткой литературе.

Основной аргумент в пользу запрета саентологии в России звучит следующим образом: саентология преследует цель создания изолированной социальной группы, с четким разделением функций, и направленной на борьбу с остальным миром. Объективно прочитав данное заключение, возникает мысль о том, что любое политическое и общественное движение также как и саентология, преследует определенную цель. И так же как саентологи, участники различных движений пытаются привлечь в свою социальную группу других людей, ведут пропагандистскую и информационную работу. Тогда появляется вопрос: чем же саентология хуже других движений?

Помимо пропаганды саентологи ведут активную общественную жизнь, они помогают людям, попавшим беду, занимаются проблемами наркомании и алкоголизма. Все это укрепляет уверенность, что однозначного ответа о пользе или вреде саентологии нет и быть не может. Конкретная позиция по данному вопросу может формироваться только в процессе позиционирования знаний саентологии на личность конкретного человека.

Важные события:

  • В 2007 суд ликвидировал Питерское отделение Церкви Саентологии, обвинив  в неуплате налогов и прочих нарушениях.
  •  23 ноября 2015 Мосгорсуд принял решение о ликвидации московского отделения Церкви Саентологии, указав, что организация является коммерческой, а не религиозной. Саентологи обещали оспорить решение.