Для того чтобы найти правильный ответ на этот вопрос, начнем с определения понятия «секта». Это слово произошло от латинского sequor —«следую». Появившись в русском языке, изначально этот термин применялся для обозначения философских школ, и обозначал такие понятия, как «школа» и «учение». Но начиная с середины прошлого века слово «секта» стало приобретать негативную окраску, им стали обозначать объединения людей, которые вербуют своих адептов и требуют от них отказа от своего имущества, от личных взаимоотношений. В последнее время довольно много философских учений или психологических школ называют тоталитарными сектами. Не избежала этой участи и саентология.

Кто дает такие определения?

Теперь важно понять, кто относит саентологию и многие другие психологические школы к сектам. В основном такое определение дают представители мировых религий, например, представители РПЦ в России. Во многом это объясняется тем, что психология и философия стали сильными конкурентами для церкви. Ведь они пытаются объяснить людям их устройство и устройство мира, дать понимание духовных ценностей и самих себя. Понятно, что многие за душевным поиском идут не в религию, а в психологию и философские учения. Церкви это не нравится, и она объявляет это опасным, не разобравшись в сути вопроса, навешивает ярлык «секта».


Саентология попала под раздачу еще и потому, что она в отличие от других учений изначально была заявлена как религия. Поэтому ей пришлось действительно конкурировать с общеизвестными религиями. В 1954 году группа саентологов открыла в Лос-Анджелесе первую Саентологическую Церковь. С тех пор подобные организации появились и стали влиятельными во многих странах мира. Те, кто может практиковать самую главную практику дианетики – оддитинг, должны были пройти обучение и получить статус священника. Кстати, в этом оддитинг чем-то напоминает исповедь. Ведь это тоже активное слушание, когда слушающий священник может задавать вопросы, которые помогают освободиться от переживаний и боли тому, кто исповедуется.

Но оддитинг, в отличии от обычной исповеди, является платной процедурой. Именно этот недостаток вменяют дианетике и саентологии, когда относят их к секте. Но ведь и обычный прием у психолога является платным. Тем не менее, никто не считает психологические консультации сектантством. По стоимости оддитинг вполне сопоставим с консультациями у психологов. И, конечно, сам человек, обращающийся за помощью, должен быть вменяемым и как минимум, дееспособным. Иначе ему нужна уже не психологическая, а психиатрическая помощь. Во многом именно из-за обращения таких невменяемых людей, которые начинают видеть в дианетике смысл жизни, и происходит дискредитация всего учения. Неудивительно, что основная масса людей, которые просто используют дианетику для улучшения своей жизни, карьерного роста и роста доходов, совершенно не согласны с тем, что она является сектой. Для них дианетика не больше, чем удачный инструмент для достижения своих целей.

Так что же такое саентология?

Сейчас это философское течение представлено двумя направлениями – Церковью Саентологии, основанной в 1954 году, и Свободной зоной. Свободная зона была выделена в 1982 году. Дело в том, что незадолго до этого в Церкви произошли сильные изменения, было начато судебное разбирательство с Роном Хаббардом, его женой, некоторыми их последователями. Разбираясь в том, что произошло, один из самых близких его последователей, Билл Робертсон, пришел к выводу, что Церковь саентологии как мощный инструмент влияния на сознание людей, была захвачена Центром религиозных технологий. За этим захватом стояло

правительство США, которое не могло допустить, чтобы такое мощное и сильное учение вышло за пределы государственного влияния.

Билл Робертсон провел расследование, в результате которого его выводы подтвердились и он решил возродить дианетику в том виде, в котором ее создал Хаббард. Для этого и была основана Свободная зона.

Тем не менее, Церковь саентологии по-прежнему популярна. Оба эти течения нашли своих последователей среди выдающихся общественных деятелей и деятелей культуры, звезд Голливуда. Люди действительно используют эти практики для того, чтобы жизнь стала наполненной смыслом, для того, чтобы она стала лучше. Но как это всегда бывает, если какая-то организация становится сильной и заметной, то у нее неизменно появляются враги. Именно этим объясняется то, что саентологию некоторые относят к сектам. На самом же деле, это сильная психологическая школа, имеющая обоснованную теорию и обширную практику. Но замаскированная под религиозную организацию. Хотя есть также мнение, что это единственная из религий, появившихся в двадцатом веке. Но в полном смысле этого слова саентология, конечно, не является религией. Хотя некоторые основы философского видения мира она дает. Остановимся на этих основах более подробно.

Основные принципы

Дианетика видит человека не только как тело, но и как бессмертное духовное существо (Рон Хаббард назвал его «тэтаном»). Это существо после смерти физического тела, воплощается снова и снова.

Задачей дианетических практик является достижение такого состояния «тэтана», которое является состоянием изначальной чистоты и свободы. Предполагается, что и сам человек по своей сути чист и безупречен, но то, что он порой бессознателен, накладывает свой отпечаток на него. Также влияет и боль, и болезненные переживания, которые человек встречает в жизни. Именно от бессознательности и болезненных переживаний можно освободиться с помощью оддитинга. В этом случае возможно достижение состояния незамутненного сознания, которое в дианетике называется клир. И тогда возможно осознавание задач своего «тэтана».

Все принципы саентологии не должны приниматься на веру, а должны быть постигнуты и приняты во время практик. В этом смысле трудно отнести данное течение к религии, так как владение дианетическими практиками это не вопрос веры, а вопрос собственного опыта каждого человека. Именно поэтому можно сделать окончательный вывод о том, что ни дианетика не является сектантским учением, ни саентология не является сектой.