Гурджиев, ГеоргийГурджиев, Георгий Иванович.

(14.01.1866 - 29.10.1949). Известный духовный деятель, мистик, эзотерик, путешественник.

Детство

Родился 14.01.1866 в Александрополе, Российской Империи (ныне Гюмри, Армения).

Тягу к познанию ему помогли сформировать его отец, и местный священник, с которым у Георгия были длинные беседы о религии, Боге, самопознании, духовности.

С самого раннего возраста, как только я смог осмысленно воспринимать окружающий мир, отец начал рассказывать мне различные интересные истории, главным героем которых был один хромой плотник по имени Мустафа, умевший все делать лучше других.

Этими рассказами отец развивал во мне инициативу, находчивость, стремление не идти проторенным путем, а каждый раз изобретать свой собственный способ решения задачи, подобно тому, как это делал хромой плотник из сказок. Все мои детские игры, даже самые обычные, несли в себе элемент творчества, были проникнуты желанием сделать все не так, как делают другие, придумать что-нибудь новое.

В детстве, чтобы помочь семье, Георгий ловил воробьёв, перекрашивал им перья, и продавал под видом "диковинных заморских канареек". Если начинался дождь - краска смывалась, и Георгию не раз приходилось "удирать от разъярённых покупателей".

 

Коммерческая жилка видна на протяжении всей жизни Гурджиева:

  • владелец передвижной мастерской "Чиним всё что угодно"
  • торговец коврами
  • посредничество при строительстве дорог
  • открытие магазинов, ресторанов, кинотеатров, с их последующей продажей
  • торговал акциями нефтяных компаний, владел рыболовными судами

Из-за событий того времени (войны, революция), он регулярно разорялся. Большую часть заработанных денег "съедал" "Институт гармоничного развития личности" и содержание многочисленных последователей, которые оказались без источника существования в результате революции.

Интересный момент:

Однажды, когда мне только что исполнилось шесть лет, я без разрешения взял отцовскую винтовку и отправился стрелять воробьев.

И хотя из-за сильной отдачи первый же выстрел свалил меня с ног, это никак не охладило мой пыл и даже усилило страсть к огнестрельному оружию.

Конечно, ружье у меня отобрали и повесили очень высоко, чтобы я не смог до него добраться, но я изготовил себе другое - из старых гильз. Это ружье стреляло картонными пульками от моей игрушечной винтовки. Оно же, заряженное свинцовым шариком, попадало в цель так метко, что очень заинтересовало моих товарищей по играм.

Они стали мне заказывать такие же винтовки, и, заслужив репутацию отличного "ружейного мастера", я стал неплохо зарабатывать.

(Гурджиев, "Встречи с замечательными людьми". Часть 3.)

Поиск знания

В молодости Гурджиев много путешествовал, в поисках эзотерического знания, в составе небольшой группы единомышленников, называющих себя "Искателями истины". Они объездили в поисках знания Азию, Африку, Близний Восток. В частности, посетили: Египет, Турцию, Афганистан, Мекку.

В своих путешествиях изучал буддизм, суфизм, христианство, а также культуру (включая музыку, танцы) тех стран, в которых побывал.

Учение Гурджиева

Наиболее важными в системе являются следующие моменты:

  • Самонаблюдение
  • Самоосознание
  • Тренировка воли
  • Магические танцы
  • Закон трёх сил - любое явление во вселенной является результатом действия 3 сил - активной, пассивной, нейтральной. Например некто пытается съехать на санках по асфальтовой горке. Его усилия, чтобы съехать - активная сила. Сопротивление асфальта - пассивная - которая вероятно одержит верх. А вот если горку покрыть льдом - санки съедут без труда. Лёд - это нейтральная сила
  • Закон октавы
  • Человек - это машина, не имеющая ни разума, ни свободы воли. Но путём целенаправленных усилий может обрести разум, свободу воли, и даже Душу.

Книги Гурджиева

книга: "Взгляды из реального мира"

Содержит записи бесед с учениками, ответы на их вопросы, в период с 1918 по 1930 годы

 

Цитата из книги "Взгляды из реального мира"

Только четвёртое тело завершает возможное, если иметь в виду земные условия существования, развитие человека. Оно бессмертно в пределах Солнечной системы. Этому телу принадлежит истинная воля. Это и есть подлинное "я", душа человека, хозяин. Это активный принцип по отношению ко всем другим телам, вместе взятым.

Все четыре тела, находящиеся одно внутри другого, могут быть разделены. После смерти физического тела высшие тела могут оказаться разъединёнными.

Перевоплощение - редкое явление; оно возможно или после очень продолжительного периода времени, или когда физическое тело одного человека идентично физическому телу другого человека, обладавшего высшими телами. Астральное тело может перевоплощаться, случайно встретившись с таким физическим телом; но это происходит только бессознательно. Ментальное же
тело способно сделать выбор.

Книга Гурджиева "Восемь встреч в Париже"

Записи бесед с учениками в период с 08.04.1943 по 09.12.1946

Цитата из книги "Восемь встреч в Париже"

Для физического развития нет плохой погоды. Нет политических эпох. Оно всегда необходимо. Вы должны обучать ваше тело с помощью вашей головы, сознательно. Это очень просто. Никогда не позволяйте ему делать, что хочет.

Заставляйте его делать противоположное тому, что оно любит. Оно любит сахар – не давайте ему его вообще. Вы должны приучить его к борьбе, вы всегда правы, когда сопротивляетесь вашему телу. Это просто. Все в противоположность ему; Бог создал ваше тело и ваш интеллект. Это очень простая вещь. Для этого не нужно читать.

Программа очень проста. При всех условиях, во всех политических ситуациях, человек должен научить свое тело быть послушным ему. Ваша личность может учить ваше тело. Тот, в ком тело сильно и ему принадлежит инициатива – ничтожество. Тот, кто поработил свое тело – разумен.

Вы понимаете, что значит – разумен? Разумен тот, кто управляет своим телом. Если тело управляет, вы – ничтожество, деревенщина – если вы управляете телом, вы умны. Так что выбирайте, чего вы хотите. Ум или деревенщина? Хотите быть деревенщиной – позвольте телу управлять вами. Хотите быть умным – управляйте своим телом. Чем больше вы управляете своим телом, тем больше оно вам сопротивляется. И сопротивляясь вам, тем больше силы оно вам дает.

Книга Гурджиева "Встречи с замечательными людьми"

В этой книге Георгий Иванович рассказывает о людях, встречи с которыми были ключевыми в его судьбе.

 

Цитата из книги "Встречи с замечательными людьми":

Часть 8. Пётр Карпенко.

... До сих пор мне все это казалось забавной шуткой, но когда началась стрельба, мне стало не до смеха. Не знаю, что чувствовал мой соперник, лежа под градом падающих снарядов, но я и сегодня помню, что пережил сам, - как будто это было вчера.

Сначала я полностью отупел от страха, но вскоре способность чувствовать и думать вернулась ко мне и острота впечатлений увеличилась настолько, что я испытал за это время столько, сколько не испытывал за весь прошедший год.

Я вдруг ясно осознал, что по собственной глупости попал в ситуацию, где моя гибель казалась неизбежной.

Животный страх так завладел моим существом, что окружающая действительность исчезла, оставив только чувство смертельного ужаса.

Я помню, что единственным моим желанием было стать как можно меньше, съежившись и зарывшись в землю, ничего не видеть и не слышать.

Дрожь, возникшая во всем теле, достигла такой интенсивности, как будто вибрировала каждая клеточка, каждый мускул; и несмотря на страшный рев орудий я отчетливо слышал удары собственного сердца и клацанье зубов, и мне казалось, что сердце вот-вот разорвется...

Книга Гурджиева "Жизнь реальна только, когда я есть"

Книга не была закончена, опубликована после смерти.

«Моя последняя книга, в которой я хочу поделиться с другими созданиями нашего Общего Отца, подобными себе, почти всеми прежде неизвестными тайнами внутреннего мира человека, которые мне удалось случайно узнать». - Г.И. Гурджиев.

Книга составлена из серии лекций ("бесед") для учеников, состоявшихся в период с 28 ноября 1930 года по 19 декабря 1930 года, а также дополнительных глав.

Цитата из книги "Жизнь реальна только, когда я есть":

5 Беседа.

...Для правильного понимания значения этого первого вспомогательного упражнения прежде всего необходимо знать, что когда нормальный человек, то есть человек, уже имеющий свое реальное Я, свою волю и все другие качества реального человека, произносит вслух или про себя слова «Я есть», то в нем всегда происходит, в его, как его называют, «солнечном сплетении», так сказать, «реверберация», то есть что-то вроде вибрации, чувства, или нечто подобное.

Такая реверберация может происходить также в других частях его тела, но только при условии, что при произнесении этих слов на них намеренно сконцентрировано его внимание.

Если обычный человек, не имеющий еще в себе данных для этой естественной реверберации, но знающий о существовании этого факта, будет с сознательным желанием формирования в себе данных, которые должны иметься в бытии реального человека, правильно и часто произносить эти самые и для него все еще пустые слова и будет воображать, что эта самая реверберация в нем происходит, то в конце концов за счет частого повторения он постепенно приобретет в самом себе, так сказать, теоретическое «начало» для возможности реального практического формирования в себе этих данных.

Тот, кто упражняется с этим, должен в самом начале, произнося слова «Я есть», воображать, что эта самая реверберация уже происходит в его солнечном сплетении.

...намеренной концентрацией этой реверберации на любой части своего тела человек может остановить любую дисгармонию, возникшую в этой части тела, то есть он может, например, излечить свою головную боль концентрацией реверберации на той части головы, где он ощущает боль.

Вначале необходимо произносить слова «Я есть» очень часто и стараться никогда не забывать о том, чтобы получать эту реверберацию в своем солнечном сплетении.

Без этой хотя бы воображаемо переживаемой реверберации произнесение вслух или про себя слов «Я есть» не будет иметь абсолютно никакого значения...

... Вначале необходимо приобрести только, так сказать, «вкус" этих импульсов, которых вы в себе еще не имеете, и которые вы на данном этапе можете обозначить просто словами «Я есть», «Я могу», «Я хочу».

Я есть, Я могу, Я есмь могу. Я есть, Я хочу, Я есмь хочу...

... Если вы несколько раз испытаете хотя бы просто ощущение того, что я только что назвал «вкусом» этих импульсов, священных для человека, вы можете считать, что вам действительно повезло, потому что вы почувствуете тогда реальность возможности приобрести когда-нибудь в своем бытии данные для этих поистине Божественных импульсов, присущих только человеку...

Книга Гурджиева "Рассказы Вельзевула своему внуку"

Сложная для чтения и восприятия книга.

Построена ввиде сказочных бесед Вельзевула и его внука. Эзотерический и духовный смысл скрыт глубоко за сложной терминологией и пространными рассуждениями. Для новичков текст воспринимается как "не очень интересный филосовский бред", тогда как опытные практикующие утверждают, что до понимания этой книги нужно "дорости"

Цитата из книги "Рассказы Вельзевула своему внуку"

ГЛАВА 24
ВЕЛЬЗЕВУЛ ЛЕТИТ НА ПЛАНЕТУ ЗЕМЛЯ В ПЯТЫЙ РАЗ.


Вельзевул продолжал рассказывать так:

"- После моего четвертого пребывания на поверхности планеты Земля снова прошло много лет.

В течении этих лет я, конечно, как и раньше, иногда внимательно наблюдал через свой тескуано бытийное-существование этих твоих любимцев.

За это время их число значительно увеличилось, и они уже заселили все большие и малые части суши поверхности этой твоей планеты, и, конечно, у них продолжала действовать их главная особенность, именно, время от времени они уничтожали существование друг друга.

За это время, то есть между моим четвертым и пятыми посещениями, с поверхности твоей планеты произошли большие изменения; в сосредоточениях мест поселения этих твоих любимцев так же произошло много изменений. Например, все тех их центры-культуры на континента Ашхарк, где я лично побывал во время своих предыдущих спусков на Землю, то есть страны Тиклямиш и Маралплейси, ко времени моего пятого прибытия туда, совсем перестали существовать.

Причиной уничтожения этих их центров-культуры и вообще изменений на поверхности этой планеты было опять-таки бедствие, третье для этой злосчастной планеты.

Это третье бедствие носило исключительно местный характер и произошло потому, что в течении нескольких лет в ее атмосфере происходили небывалые так называемые "ускоренные-перемещения-частей-атмосферы", или, как сказали бы там твои любимцы, "сильные ветры".

Причиной этих ненормальных перемещений, или сильных ветров, в то время были опять-таки те два осколка, которые от делились от этой твоей планеты во время первой великой катастрофы и которые впоследствии были самостоятельными маленькими планетами этой солнечной системы и теперь называются Луна и Анулиос.

Строго говоря главной причиной этого земного бедствия была лишь большая из этих отделившихся частей, то есть Луна; маленький осколок, Анулиос, не играл в нем никакой роли.

Ускоренные перемещения в атмосфере Земли были следствием следующего:

Когда на маленькой, случайно возникшей планете Луна наконец образовалась атмосфера, и Луна, по уже упомянутому закону "Подхвата", продолжала падать обратно на свою основную массу по уже тогда установившейся траектории, и это недавно возникшее определенное присутствие на Луне еще не обрело своей собственной гармонии внутри общесистемной-гармонии-движения, тогда так называемое "осмуальное-трение", которое, так казать, не было приведено в соответствие с целым, вызвало в атмосфере Земли упомянутые ускоренные-перемещения, или сильные ветры...

Книга Гурджиева "Человек — это многосложное существо"

Человек — это многосложное существо. Обычно, когда мы говорим о себе, то говорим «я». Мы говорим: «Я» делаю это, «я» думаю о том, «я» хочу сделать то-то. Но это наше заблуждение.

Этого «я» не существует или скорее существуют сотни, тысячи маленьких «я» в каждом из нас. Мы разделены в самих себе, но мы можем узнать множественность своего существа только посредством наблюдения и изучения. В данный момент — это одно «я» в следующий момент — это другое «я». Многие «я» в нас являются противоречивыми, вот почему мы не функционируем гармонично.

Мы обычно живем только с ничтожной частью наших функций и нашей силы, потому что не отдаем себе отчета в том, что являемся машинами и что не знаем природы и функционирования нашего механизма.

Мы — машины. Мы полностью управляемы внешними обстоятельствами. Все наши действия следуют в направлении меньшего сопротивления давлению внешних обстоятельств.

Проведите опыт: сможете ли вы управлять своими эмоциями? Нет. Вы можете пытаться уничтожить эмоцию или одну эмоцию заменить другой. Но вы не в состоянии их контролировать. Именно они контролируют вас.

Или вы решили что-то сделать — ваше интеллектуальное «я» может принять решение. Но когда наступает момент исполнения, вы, возможно, застигаете себя врасплох, делая прямо противоположное.

Если обстоятельства благоприятствуют вашему решению, вы, возможно, смогли бы исполнить его, но если они неблагоприятны, то вы сделаете всё то, что они вам прикажут. Вы не контролируете свои действия. Вы — машина и внешние обстоятельства руководят вашими действиями, не считаясь с вашими желаниями.

Я не говорю: никто не может контролировать свои действия. Я говорю: вы не можете, потому что вы разделены. В вас существуют две части: одна — сильная, другая — слабая. Если ваша сила возрастает, то ваша слабость также будет возрастать и станет негативной силой, если вы только не научились её останавливать.

Если бы мы научились контролировать свои действия — все было бы совершенно иначе. Когда будет достигнут некий уровень существа, мы реально сможем контролировать каждую часть самих себя. Но сегодня мы таковы, что даже не можем сделать того, что решили.

Биография Гурджиева

  • Родился 14.01.1866 в Александрополе, Российской Империи (ныне Гюмри, Армения).
  • В период 1896–1912 гг. в составе общества "Искатели истины" изучает религии и тайные учения (христианство, буддизм, суфизм, йогу, ламаизм, шаманизм и др.), для чего путешествует по Средней Азии, Афганистану, Монголии, Тибету, Индии, Ассирии, Палестине, России, Эфиопии, Судану, Египету, Турции, Криту, Греции.
  • В 1912 приехал в Москву, где собрал небольшую группу учеников
  • В 1915 знакомится с Петром Успенским известным философом, путешественником и популярным журналистом. Успенский становится учеником Гурджиева, и съиграет важную роль в популяризации учения.
  • В 1922 году открывает "Институт гармонического развития личности", где преподаёт "Путь хитреца"
  • 1924 - разрыв с Успенским
  • Июль 1924 - Гурджиев попадает в тяжёлую автомобильную аварию
  • 1932 - Гурджиев закрывает институт, с учениками встречается у себя дома в Париже, или в кафе; часто ездит в США, где проводит занятия для американских групп
  • Гурджиев умер 29 октября 1949 г.